Страстною седмицею мы называем последнюю неделю перед Пасхою. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.
Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. В эти дни в Храме святого мученика Иоанна Воина на утрене, после шестопсалмия и «Аллилуйя» пелся тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», а после канона — песнь «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Все три дня в Храме совершалась Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читалось и на утренях.
17 апреля 2014 года, в четверг Страстной седмицы, в Храме святого мученика Иоанна Воина совершена Божественная литургия святителя Василия Великого. За богослужением пел хор Храма (регент — Александра Соболева).
Служба Великого четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Господа в саду Гефсиманском и предания Его Иудою. Настоятель прихода иеромонах Иероним говорит: «Великий четверг является особенным днем, когда мы служим Божественную литургию. Хотя она служится и в другие дни, но в Великий четверток Литургия особенно освящена тем, что в этот день Господь Иисус Христос совершил Евхаристию со своими учениками».
После чтения св. Евангелия иеромонах Иероним обратился к прихожанам с проповедью: «Дорогие братья и сестры! Вечер среды, канун иудейской Пасхи. Иерусалим наполняется множеством народа, готовящимся встретить праздник. Но вот, одна за другой мелькают человеческие фигуры. Это не юноши, не пылкие характером мужи. Нет. Это старцы, это первосвященники, это книжники и старейшины израильского народа. Куда же они спешат. Они спешат быстрыми шагами в дом первосвященника Каиафы. И эти люди собрались не с добрыми намерениями. Один за другим выступают они. Один за другим говорят о том, что не должно жить на свете Христу. Весь народ верует в Него и если все уверуют, придут римляне и покорят нас и лишат нас остатков власти над этим народом. Надо что-то предпринять, надо убить Его, убить Иисуса из Назарета.
Но посмотрим мы другую обстановку, уже вечером в Великий четверг. Сионская горница. В нее спокойно шествуют ученики Христовы — апостолы. Здесь Христос со своими учениками заколает агнца единолетнего, и тем самым прекращает ветхозаветную Пасху, и устанавливает новозаветную — Евхаристию. Но перед этим Он умывает как слуга ноги своим ученикам. Тем самым показывая, что человек, поставленный на высоту, поставленный быть вождем народа, должен стремиться не к власти, самоугождению и корысти, а к тому, чтобы послужить людям. Это касается каждого из нас.
В чем разница между двумя этими собраниями — собранием вождей иудейских и собранием Господа Иисуса Христа со своими учениками апостолами? Почему происходит такое разделение между людьми? Почему даже в апостольской среде появляется предатель Иуда, который устремляется на собрание первосвященников и книжников и разрешает возникшую перед ними трудность? Ибо они хотят убить Иисуса из Назарета, но боятся возмущения народа. А ведь после совершенных им чудес он постоянно окружен толпами народа. И вот тут их затруднения разрешаются, приходит один из учеников Христа Иуда и говорит: «Что мне дадите, если я предам его?» И после недолгого торга он соглашается на весьма малую сумму 30 серебряников.
Что же происходит с этими людьми? Почему одни злоумышляют убить Господа Иисуса Христа, а другие возлежат с ним на вечери и клянутся ему в верности? И хотя, конечно же, как мы слышали сегодня в Евангелии, ученики разбежались, а апостол Петр, готовый защищать Господа с мечом, в страхе перед иудеями отрекся от Него, но все равно они в глубине своего сердца остались верными Учителю. И потом, после Воскресения Христова, засвидетельствовали свою верность мученическими страданиями.
Чтобы понять это разделение между людьми, нужно обратиться к самому началу существования человеческого рода. Это первые люди Адам и Ева, послушав дьявола, возжелали стать как боги, то есть не через путь послушания и служения, не через путь очищения взойти на высоту божественного достоинства, а восхитить его одномоментно, не будучи к этому готовыми. Движимые лишь чувством гордости, они послушались этого совета дьявола, и таким образом грех вошел в человеческий род. Гордость, властолюбие, самомнение — вот причины всех бед человеческих, причины разделения на тех, кто служит Богу и тех, кто служит самому себе, но, в конечном счете, — целям зла, целям дьявола, целям разрушения.
Как сказал Господь: «Не мир я принес на землю, но меч». Что это значит? Значит ли это, что христианство проповедует войну? Конечно же, нет. Это говорит о том, что между людьми происходит разделение на тех, кто послушен Богу и готов пожертвовать собою ради истины, добра и любви, и тех, кто готов жертвовать другими — ради своих эгоистичных, корыстных интересов. И мы видим далее, что уже среди детей Адама и Евы происходит разделение: одни отличаются незлобием и благочестием, как Авель, другие, как Каин, убивают собственного брата из зависти. И вот это разделение идет через всю историю рода человеческого — разделение на овец и козлищь, разделение на тех, кто следует за Господом, и тех, кто следует за дьяволом.
И в этот день, когда мы, дорогие братья и сестры, подобно святым апостолам собрались на Тайную Вечерю Христову, чтобы приступить к Его Пречистым Телу и Крови, мы должны в своем сердце тоже произвести разделение на добро и зло. Что в нашем сердце доброго, то мы должны сохранить. А что есть в нем злого, греховного, эгоистичного, мстительного, корыстолюбивого, мы должны изгнать, ибо это препятствует тому, чтобы Господь вошел в наше сердце и устроил там Вечерю любви. Это препятствует нам быть истинными учениками Господа. Он показал нам пример служения и самоотверженности. Тем самым Господь указал для нас путь ко спасению. Чтобы быть подобными апостолам, достойными причастниками Его Тела и Крови, мы должны служить не себе, но ближнему. И в этом заключается тот путь, который указал нам Господь, тот путь, который ведет ко спасению. Аминь».