О храме

Храм святого мученика Иоанна Воина
Освящение храма
Архитектурный облик
Внутреннее убранство
Престольный праздник

Храм святого мученика Иоанна Воина

В этой части города Березовского никогда не было православного храма. Жители микрорайона, имеющего население около пятнадцати тысяч человек, вынуждены были ездить в другие церкви Екатеринбургской епархии. Но летом 2006 года произошло событие, подарившее людям надежду. По инициативе и при поддержке Ивана Денисовича Вилкина, уроженца города Березовского, начиналось возведение единственного на Урале Храма святого мученика Иоанна Воина. 20 августа архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) совершил чин закладки первого камня в основание фундамента будущего храма.

Первые сорок дней будущие прихожане ежедневно собирались для чтения акафиста святому мученику Иоанну Воину, потом стали это делать раз в неделю. Строительство Дома Божия курировал екатеринбургский приход во имя Святого Преподобного Серафима Саровского и его настоятель — архимандрит Гермоген (Еремеев). Возведение церкви нашло поддержку у местных жителей, оказывавших посильную помощь в этом святом деле.

Первое богослужение в храме состоялось 12 августа 2009 года в день памяти святого мученика Иоанна Воина, которое возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. С 2011 года храм открыл свои двери для прихожан, и службы стали совершаться регулярно. 12 августа 2012 года митрополиты Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Ташкентский и Среднеазиатский Викентий совершили освящение храма. 1 января 2013 года по благословению Правящего Архиерея был создан православный приход святого мученика Иоанна Воина. Храм имеет один престол. Главной святыней храма является старинная икона святого мученика Иоанна Воина, перед которой еженедельно служится акафист этому угоднику Божиему.

Освящение храма

12 августа 2012 года, в престольный праздник, состоялось торжественное освящение храма святого мученика Иоанна Воина. Праздничный чин возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий.

Митрополит Кирилл сердечно приветствовал владыку Викентия и поблагодарил его за труды, понесенные в годы его архипастырского служения на уральской земле. Он сказал: «Для нас сегодня особенно радостно, благодатно, тепло и торжественно молиться вместе с вами в этом храме, в одном из последних, который был достроен в период вашего святительского служения здесь на уральской земле».

Митрополит Викентий выразил слова благодарности и надежду на помощь уральцам от святого покровителя храма: «Я думаю, что многие люди обретут здесь в этом храме утешение от мученика Иоанна Воина, получат утешение от Господа, потому что сегодня совершилось великое, славное двумя архиереями. Я думаю, сугубую благодать Господь пошлет в этот храм, и он будет наполнен великой славой, и многие люди, приходящие сюда, обретут и почувствуют эту благодать».

Глава Екатеринбургской митрополии поздравил Ивана Денисовича Вилкина, строителя храма, в день его тезоименитства и преподнес ему Патриаршую Библию. После освящения нового храма архиерейским чином в нем была совершена первая Божественная Литургия.

Архитектурный облик

Православный храм — это Дом Божий. Архитектура храма во многом способствует молитвенному настроению, тому особому внутреннему чувству, которое наполняет верующее сердце при созерцании его строгой красоты. Храм святого мученика Иоанна Воина встречает каждого, кто въезжает в город Березовский. Он настолько органичен в этом месте, что за короткое время стал духовным символом и визитной карточкой небольшого уральского города.

Храм, построенный в русско-византийском стиле, напоминает древнерусского князя. Купол с крестом — его воинский шлем. Несмотря на небольшие размеры, храм не кажется маленьким. Легкость и стройность форм придают ему строгость и торжественность. Этим чувством всегда наполнялась душа православного воина перед сражением. Архитектура и духовный смысл храма — единое целое. Каждая форма имеет свой знак, каждая деталь — определенный символ. Существование канонических правил, традиций вовсе не сковывает действий церковного зодчего, а наоборот, помогает ему не отклоняться от прямого пути и свободно действовать в заданных границах.

Главный архитектор проекта храма Сергей Бартов признается, что не хотел ошибиться. Имея опыт проектирования церковных зданий, он стремился найти ключ к решению сложной задачи. Ранее в составе специалистов проектно-строительной компании «Доминанта» член Союза архитекторов России Сергей Бартов был участником проектирования Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья, храма во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, ряда других церквей, главным архитектором проекта восстановления храма-колокольни в честь великомученика Максимилиана (Большого Златоуста). Но именно храм святого мученика Иоанна Воина — от первого эскиза до завершения строительства — стал особым этапом в его профессиональной биографии, результатом творческого сотрудничества с первым настоятелем архимандритом Гермогеном и строителем храма Иваном Денисовичем Вилкиным.

Проектирование храма шло девять месяцев, его строительство — пять лет. Высота храма составляет чуть более двадцати двух метров. Звонница, расположенная над входом в церковь, находится на высоте пяти с половиной метров. Площадь молельного пространства около шестидесяти квадратных метров, алтаря — тридцать квадратных метров. Максимальная вместимость храма составляет около двухсот человек. Храм имеет один престол. В помещении его цокольного этажа располагаются баптистерий и воскресная школа. Входные ворота выполнены в едином стилевом решении с храмом. На территории прихода также построен дом причта, спроектированный специалистами ООО «Верт-Строй» под руководством Михаила Гольмакова.

Внутреннее убранство

Роспись единственного на Урале храма святого мученика Иоанна Воина выполнена в традициях русского академического стиля. В основу художественного оформления литургического пространства положена идея воинства — небесного и земного, которое молится за нас, дает духовные силы для защиты Отечества. Схема росписи подкупольного пространства напоминает орден Святого Георгия, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Строгость и торжественность внутреннему убранству храма придают небесная сфера купола, орнаменты, напоминающие воинское снаряжение и оружие. Традиционно под барабаном размещены изображения четырех евангелистов, проповедавших Евангелие четырем частям света. Среди богородичных сюжетов особо выделяется явление Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском в день отречения от престола страстотерпца императора Николая II. Богородица — защитница, покровительница России, российского воинства в трудные времена исторических испытаний.

Сильное эмоциональное воздействие вызывает художественное решение росписи алтаря. Господь Вседержитель, благословляющий землю и всех живущих на ней, Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы и прочие Небесные Силы создают сложное напряжённое взаимодействие. А на Триумфальной арке, напротив, застывший строй небесных воинов, олицетворяющий Собор Архангела Михаила. На стенах и межоконных проемах храма — иконописные образы особо почитаемых в народе защитников Земли Русской. Рождается духовное единение небесного и земного воинства. На каждого святого разрабатывалась отдельная иконография, чтобы персонажи разных исторических эпох выглядели органично в общем ряду. В едином стилевом решении выполнены декоры, сочетаемые с художественной ковкой внутренней лестницы и оконных решеток храма.

Автор концепции и руководитель художественных работ Николай Шушалыков — один из немногих в России художников, кто вот уже четверть века занимается росписью воинских храмов, созданием иконописных образов выдающихся представителей русского воинства, которых Русская Православная Церковь причисляла к лику святых. Сын фронтовика и бывший воин-танкист, Николай Николаевич возглавляет секцию церковного искусства Свердловского регионального отделения Союза художников России. Он был автором росписи «Русь Православная» на Патриаршем подворье, занимался разработкой образов новопрославленных святых Новомучеников и Исповедников российских для алтаря нижнего придела Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, участвовал в росписи более двадцати храмов на территории нашей страны. По признанию художника, он пытался найти мужественный образ, выразить идею защиты Отечества как высшего духовного акта. При обсуждении концепции росписи храма с архимандритом Гермогеном и Иваном Денисовичем Вилкиным шел напряженный поиск идей и образов, рождалось общее понимание того, что необходимо отразить в иконописи и настенной росписи. Художественные работы были выполнены в течение всего девяти месяцев.

Строгость и торжественность иконописных образов создают ощущение силы и высшей справедливости, которая наиболее полно выражается в служении и защите Отечества. Историческая память духовна по своей сути. Созерцая во время богослужения образы русских полководцев и воинов, причисленных к лику святых, мы обретаем нравственную опору, твердость духа, готовность к борьбе с грехом и жертвенному служению своей Родине.

Престольный праздник

Престольный праздник — это день памяти святого покровителя храма. Ежегодно 12 августа — в день памяти святого мученика Иоанна Воина — приход молитвенно отмечает свой храмовый праздник. К престольному празднику готовятся заранее. Прихожане убирают храм, чистят оклады на иконах, подсвечники, украшают территорию прихода цветами. На храмовый праздник приглашаются именитые гости — правящий архиерей, благочинный, священники других приходов, строители храма. Накануне совершается Всенощное бдение. В день престольного праздника — Божественная Литургия и крестный ход.

Престольный праздник является одним из главных годовых праздников для храма и его прихожан. Именно 12 августа 2012 года, в престольный праздник, состоялось торжественное освящение храма святого мученика Иоанна Воина. Праздничный чин возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий.