Рубрики
Жизнь прихода

День Святой Троицы

8 июня 2014 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), в Храме святого мученика Иоанна Воина была совершена Божественная литургия. В этот день ясная и солнечная погода словно дарила прихожанам ту светлую радость и духовный подъем, которые они испытали при входе в Храм. Сам Храм по христианской традиции был убран изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В праздник Пятидесятницы христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова.

За Литургией пел хор Храма святого мученика Иоанна Воина (регент — Александра Соболева). За Божественной литургией прихожане храма причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии настоятель Храма иеромонах Иероним (Миронов) совершил Троицкую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. Эти молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, об упокоении умерших.

Иеромонах Иероним обратился к верующим с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа». Такими краткими словами, дорогие братья и сестры, Святая церковь изображает духовный смысл празднуемого нами события Святой Пятидесятницы — сошествие Святого Духа на Божественных учеников Господа нашего Иисуса Христа в день Святой Троицы. Это песнопение Святой Церкви отсылает нас в те далекие после потопные времена, когда люди, обуреваемые духом гордыни и богоборчества, возомнили себя равными Богу. И они решили построить некую высокую башню, возомнив в своем безумии, что Бог обитает в видимом небе. Чтобы через эту высокую башню забраться на небо и стать наравне с Богом. Но Бог, видя безумие этих людей, которые будучи едины в этом зле и богоборчестве, могут уничтожить самих себя, разделил все народности, смешал языки, те наречия, на которых они говорили. И они перестали понимать дуг друга.

И произошло разделение между людьми: они стали враждовать, воевать друг против друга. Но и в этом грешном, падшем мире Господь избрал один народ, произошедший от праотца Авраама, и дал ему ведение единого истинного Бога. Но это ведение было не полным. Задачей было оградить этих людей от влияния язычества, от влияния откровенного зла, чтобы в этом Богоизбранном народе возрастить тот плод, от которого произойдет Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. И вот восприняв от Пречистой Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии человеческую природу, пострадав и воскреснув из мертвых, Господь победил зло. Но эта победа была бы еще не полной, если бы не были возвращены людям дары Духа Святого, отнятые от них в те далекие времена, когда Господь смешал народы, смешал их языки и наречия. И вот об этом опять же говорят песнопения сегодняшнего праздника: когда же раздавал огненные языки, ибо Дух Святой, как мы слышали сегодня в книге деяний, сошел на Апостолах в виде огненных языков, то Господь вновь призвал всех в соединение. И, как повествует Святой Апостол Лука в книге Деяний, все пришедшие на праздник Пятидесятницы, разные народы, говорившие на разных языках, понимали проповедь апостольскую. Ибо вновь Господь даровал людям единение, но уже не единение во зле, а единение в добре. Единение в истинной вере в Бога Отца и посланного им Господа Иисуса Христа. Именно в этот день родилась Святая Церковь, которая является тем долгожданным и желаемым единством, которая призывает людей к любви, к миру, взаимопомощи, солидарности, то есть тому к чему мы стремимся в течение всей нашей жизни. Мы все хотим, чтобы нас понимали и поддерживали, чтобы к нам снисходили, чтобы мы были окружены миром, любовью и дружбой. Но для этого, дорогие братья и сестры, мы должны сделать наше сердце, нашу душу, обиталищем Духа Святого.

И сегодня в длинных молитвах, написанных в далеком 4 веке святителем Василием Великим, мы просили, чтобы Господь дал нам этого Духа Святого — Духа утешителя, Духа мира, Духа ведения, страха Божия, благочестия. Чтобы вселил в наши сердца любовь, чтобы мы обрели то долгожданное единство с Богом, единство в своей семье, единство в нашем приходе, единство в нашей стране, единство с братскими православными народами и со всеми людьми, доброй воли, живущими в этом мире. Потому что грех разделяет людей. Грех мешает людям любить друг друга, быть снисходительными, он всевает вражду между нами. И вот если каждый из нас избавится от этого греха, то Господь непременно Духом Святым объединит всех нас в любви и единомыслии.

И не случайно Преподобный Сергий, игумен Радонежский, 700-летие которого мы празднуем в этом году, построил храм в честь Святой Троицы. Святая Троица является символом единства, когда Лица Святой Троицы, будучи отличными по своим свойствам, едины по существу. И вот вы все видите сейчас посреди Храма на аналое икону Святой Троицы — копию с той иконы, которая была написана преподобным Андреем Рублевым, вдохновленного подвигом святого Сергия Радонежского. Он изобразил трех различных ангелов, объединенных в одной композиции. И через икону Святой Троицы изливается этот Дух любви и Дух единства. Ведь русский народ во времена преподобного Сергия был разделен, разделен татарским игом, взаимной враждой, взаимными усобицами. И почему наш народ стал легкой добычей для монгольских орд? Да потому что князья воевали друг с другом, приходя в соседнее княжество, где были такие же православные люди и стояли такие же православные храмы, они грабили святыни своих соплеменников, людей, которые говорили с ними на одном языке. Они враждовали друг с другом, они ходили в орду и там возводили клевету друг на друга, интриговали, чтобы захватить власть над каким-то участком земли, чтобы здесь на земле сделать себя более славными, более богатыми, более успешными.

И вот преподобный Сергий, этот старец и подвижник, удалился в далекие и глухие леса. Это сегодня Сергиев Посад — крупный город и транспортный узел — находится недалеко от Москвы. Но в те времена это был глухой лес, туда и ушел преподобный Сергий, построил там деревянный храм в честь Святой Троицы и объединил вокруг себя русских людей. И русские люди победили на Куликовом бое. Этим был положен духовный конец татарскому игу. С точки зрения политической и военной, эта победа ничего особого не давала, будучи всего лишь небольшим эпизодом в борьбе за независимость Московского государства. Но в духовном смысле это был переломный момент. Люди осознали себя единым народом, единым православным народом, объединенным Верой Христовой. И только благодаря этому появилось то великое и могущественное государство, которое мы именуем в истории Россией, Российской империей, Советским Союзом, нынешней Российской Федерацией. Ибо Вера Христова объединила нас, и только через Веру Христову мы сможем вновь обрести могущество, единство, а самое главное, здесь, на земле, реализовать тот идеал, ту правду Божию, которая дана в Евангелии. И через это каждому из нас будет даровано спасение во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю сегодня с этим праздником Святой Троицы. Дай Бог всем вам Духа Святого, Утешителя, чтобы он поддерживал всех в нашей жизни земной, чтобы всех вел ко спасению«.

После завершения праздничного богослужения мы обратились к прихожанам с просьбой поделиться своей духовной радостью. Александра Максимовна Чудинова с первого дня открытия Храма является его прихожанкой. Она говорит: «К Богу я пришла достаточно поздно, уже в зрелом возрасте. Для меня Храм как родной дом. У нас очень хорошие и милые батюшки. Бывает, приходишь на службу с недомоганием, а уходишь с восстановленным здоровьем, с новыми духовными силами. Особую радость я сегодня испытала от необыкновенно красивого убранства Храма. Сейчас пытаюсь привести в Храм своих детей и внуков, которые тоже должны стать по-настоящему воцерковленными людьми».

Галина Дмитриевна Кузнецова: «Свои светлые переживания праздника Святой Троицы и Духова дня я помню с детства. И сегодня ощущаю внутреннюю радость, с которой хочется поделиться со всеми родными и близкими. Моя девятнадцатилетняя внучка учится в Уральском государственном сельскохозяйственном университете, ходит в Храм-на-Крови на службы. Родным для нее стал и Храм святого мученика Иоанна Воина. Для нас, жителей Новоберезовского, просто чудо, что теперь у нас есть свой Дом Божий».

Юлия Рябцева, молодая мама двойняшек Арсения и Марии, приносила грудных малышей на причастие. Она говорит, что в Церковь пришла в тринадцатилетнем возрасте, веру обрела благодаря своей сестре Людмиле, которая сегодня преподает Закон Божий в воскресной школе при Храме. Юлия говорит: «Моим детям пока трудно осмыслить это событие — праздник Святой Троицы. Но я надеюсь, что в будущем они станут постоянными прихожанами Храма».